«Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе».
Сколько известно случаев, когда ребенок в дошкольном возрасте удивлял окружающих своей осведомленностью, глубиной своих знаний и разнообразием интересов, а затем в школе демонстрировал посредственные результаты. Вот и выходит, что интеллектуальной подготовки не достаточно для того, чтобы поступление в школу и адаптация детей к систематической учебной деятельности проходили успешно. Интеллектуальное развитие необходимо ребенку, но еще более важной опорой для него является личностная готовность к школе.
Личностная готовность ребенка к школе начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Этому способствуют новообразования, которые складываются благодаря кризису 6-7 лет.
Поясню обыденным языком. Жил-был дошкольник, играл с такими же детьми, занимался под чутким руководством взрослых развивающей деятельностью, и это составляло основной смысл его жизни. Но назрела возрастная встряска, именуемая кризисом, в процессе которой появились новые потребности. И теперь дошкольник хочет не только играть, но и многому научиться; хочет приобретать знания и умения по-взрослому, посещая школу, а не дома или в детском саду, желает иметь свои достижения. Для этого он готов прикладывать старания, проявлять внимание к тому, что будет говорить учитель, и усердно заниматься.
Так должно происходить в идеальном представлении. В реальности формирование готовности к школе у большинства детей складывается фрагментарно – один показатель уже проявляется, второй запаздывает, третий еще и вовсе не обнаруживается…
Социально-психологическая готовность ребенка, тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю. Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе. Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому, что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.
Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, психологи выделяют соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.
На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.
Личностно - мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:
- Познавательный
- Социальный
- Мотив достижения
Познавательный мотив.
Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.
Так есть ли условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.
Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес.
Во-вторых, детей очень привлекает познавательная исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников.
В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.
Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.
Детям уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они хотят обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.
Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении.
Социально-личностная готовность
Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:
- умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
- способность выполнять требования взрослого;
- отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
- развитые моральные принципы;
- адекватная самооценка.
Мотив достижения.
Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:
- способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
- умение доводить начатое до конца;
- произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
- умение преодолевать трудности при достижении цели;
- умение действовать по правилам.
Методы диагностики
Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.
Воспитатели тоже могут определить, насколько ребёнок готов к школьному обучению.
Во-первых, можно задать ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?» и т.д.
Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых можно узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у ребёнка.
«10 слов»
Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что взрослый зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.
«Повтори узор»
Ещё одна методика, достаточно простая, это «Повтори узор». Взрослый рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.
«Четвёртый лишний»
Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Воспитатель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.
Еще воспитателям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у взрослых или решает проблему сам.
Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе
- Расскажите детям о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
- Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
- Чаще играйте в школу. Пусть дети пробуют себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
- Вместе с детьми оборудуйте в группе учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.
Активизируем познавательные способности
- Старайтесь не давать детям готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
- Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления детей. Даже на прогулке можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
- Не подавляйте исследовательский интерес детей. Пусть посмотрят, потрогают.
- Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.
Обучаем взаимодействию
- Спрашивайте детей о других ребятах в группе, интересуйтесь, кто нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
- Научите детей справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.
Развиваем волю и контролируем поведение
- Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
- Приучайте детей к труду, уходу за своими вещами, игрушками, оказании посильной помощи взрослым и своим товарищам.
- Научите детей планировать свою деятельность. Допустим, нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
- Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.
И не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие самого ребёнка.